Продолжаю рассказывать о свадебных традициях, что были у немцев.
Часть 1
Часть 2
Во второй половине XIX - начале XX веков единственной формой бракосочетания была свадьба, которая сопровождалась целым комплексом обрядов и обычаев.
Свадьбе предшествовал предсвадебный период разной длительности. Прежде чем заслать сватов, молодой человек старался где-нибудь на улице "случайно" встретить девушку и узнать у неё, согласна ли она будет выйти за него замуж. В некоторых местностях был такой обычай: поздно вечером, или ночью парень отправлялся к девушке, стараясь не попасться на глаза её родителям, а также сельским парням, и стучался к ней, чтобы тайно посвататься. Если на его стук девушка не открывала дверь и ничего не говорила, то парню надежды не было. Но если его впускали, то в воскресенье можно было идти свататься.
В Эйфеле и Гессене был другой обычай: в воскресение вечером парень приходил в дом к девушке с бутылкой вина, или яблочного сидра и ставил её на стол. Если девушка была согласна стать его женой, то она ставила на стол стакан. Если же в это время приходил другой молодой человек свататься, то он должен был уйти, но, если девушка провожала его до двери, то парень выходил победителем.
В Брауншвейге если жениху отказывали, то на крышу его дома ставили старую корзину. Поднесённая парню пустая корзина также означала отказ.
Сватать невесту обычно шёл отец жениха, или кто-либо из его родственников или друзей. В XIX веке были и посредники-профессионалы. На востоке Германии в очень редких случаях могли сватать женщины.
В городах были распространены брачные агентства. Но если в начале XX века их услугами широко пользовались все слои населения, то в 20-30 годы - только в том случае, если девушка не принадлежала к кругу знакомых жениха.
Придя в дом невесты сват начинал иносказательные речи о купле или продаже земли, скота, о "горячей каше" (одном из главных ритуальных блюд на свадебном столе), незаметно наводил справки о благосостоянии семьи невесты и только за тем приступал непосредственно к сватовству. Сват также озвучивал семейное и имущественное положение жениха. Когда цель визита становилась ясной, то сват невсегда сразу получал ответ. Так, например, в Хунсрюке и Эйфеле по старому обычаю, если сватовство было желательным, то свату подавали ветчину с яйцами, если нет, то одни яйца или сыр. В Вестфалии в этом случае подавали бутерброд. В Бергской области желанного свата подчевали пирогом, испечённым на сале, нежеланного приглашали чистить картофель. В некоторых районах при положительном ответе свату подавали спички для разжигания трубки.
Через некоторое время родители невесты отправлялись с визитом к родителям жениха. От этого посещения зависело окончательное решение, поскольку цель визита заключалась в ознокомлении с хозяйством жениха. В случае положительного решения, договаривались о сроке помолвки и жених шёл к невесте, чтобы дать ей в качестве залога деньги, в Баварии, например, 3-10 талеров. Возвращение же жениху этих денег было позором и означало разрыв союза.
В те времена помолвка являлась первым брачным актом и молодые после неё могли вступить в супружеские отношения. Поэтому в Вестфалии говорили так: "Помолвленные перед Господом Богом являются супругами". Немцы известны своей практичностью, например, крестьянину было не безразлично знать, будут у него наследники или нет. Поэтому в ответ на упрёк священника, что невеста до венчания потеряла девственность, жених говорил, что он "не намерен покупать кота в мешке".
Помолвка проходила в присутствии родственников с обеих сторон. В случае отказа от брака впоследствии отказавшаяся сторона должна была второй стороне выплатить неустойку.
Жених и невеста обменивались подарками. Кроме кольца жених передавал невесте деньги, а также шёлковый платок, а иногда и золотой крестик на цепочке. Жених также дарил свадебные туфли, а невеста в ответ - свадебную рубашку, которую жених одевал два раза в своей жизни: на свадьбу и когда умирал.
Помолвка в городе часто происходила за несколько месяцев, а то и лет до свадьбы. Это объяснялось тем, что в городе обычно женатые дети селились отдельно, и родители невесты были должны меблировать полностью квартиру, обеспечить пастельным и столовым бельём, которого обычно хватало на всю последующую жизнь. На это нужны были средства.
В сельской местности помолвка часто происходила за две - три недели до свадьбы, обычно в субботу. Во время помолвки заключался брачный договор, который родители жениха и невесты подписывали и скрепляли рукобитием.
Часть 1
Часть 2
Во второй половине XIX - начале XX веков единственной формой бракосочетания была свадьба, которая сопровождалась целым комплексом обрядов и обычаев.
Свадьбе предшествовал предсвадебный период разной длительности. Прежде чем заслать сватов, молодой человек старался где-нибудь на улице "случайно" встретить девушку и узнать у неё, согласна ли она будет выйти за него замуж. В некоторых местностях был такой обычай: поздно вечером, или ночью парень отправлялся к девушке, стараясь не попасться на глаза её родителям, а также сельским парням, и стучался к ней, чтобы тайно посвататься. Если на его стук девушка не открывала дверь и ничего не говорила, то парню надежды не было. Но если его впускали, то в воскресенье можно было идти свататься.
В Эйфеле и Гессене был другой обычай: в воскресение вечером парень приходил в дом к девушке с бутылкой вина, или яблочного сидра и ставил её на стол. Если девушка была согласна стать его женой, то она ставила на стол стакан. Если же в это время приходил другой молодой человек свататься, то он должен был уйти, но, если девушка провожала его до двери, то парень выходил победителем.
В Брауншвейге если жениху отказывали, то на крышу его дома ставили старую корзину. Поднесённая парню пустая корзина также означала отказ.
Сватать невесту обычно шёл отец жениха, или кто-либо из его родственников или друзей. В XIX веке были и посредники-профессионалы. На востоке Германии в очень редких случаях могли сватать женщины.
В городах были распространены брачные агентства. Но если в начале XX века их услугами широко пользовались все слои населения, то в 20-30 годы - только в том случае, если девушка не принадлежала к кругу знакомых жениха.
Придя в дом невесты сват начинал иносказательные речи о купле или продаже земли, скота, о "горячей каше" (одном из главных ритуальных блюд на свадебном столе), незаметно наводил справки о благосостоянии семьи невесты и только за тем приступал непосредственно к сватовству. Сват также озвучивал семейное и имущественное положение жениха. Когда цель визита становилась ясной, то сват невсегда сразу получал ответ. Так, например, в Хунсрюке и Эйфеле по старому обычаю, если сватовство было желательным, то свату подавали ветчину с яйцами, если нет, то одни яйца или сыр. В Вестфалии в этом случае подавали бутерброд. В Бергской области желанного свата подчевали пирогом, испечённым на сале, нежеланного приглашали чистить картофель. В некоторых районах при положительном ответе свату подавали спички для разжигания трубки.
Через некоторое время родители невесты отправлялись с визитом к родителям жениха. От этого посещения зависело окончательное решение, поскольку цель визита заключалась в ознокомлении с хозяйством жениха. В случае положительного решения, договаривались о сроке помолвки и жених шёл к невесте, чтобы дать ей в качестве залога деньги, в Баварии, например, 3-10 талеров. Возвращение же жениху этих денег было позором и означало разрыв союза.
В те времена помолвка являлась первым брачным актом и молодые после неё могли вступить в супружеские отношения. Поэтому в Вестфалии говорили так: "Помолвленные перед Господом Богом являются супругами". Немцы известны своей практичностью, например, крестьянину было не безразлично знать, будут у него наследники или нет. Поэтому в ответ на упрёк священника, что невеста до венчания потеряла девственность, жених говорил, что он "не намерен покупать кота в мешке".
Помолвка проходила в присутствии родственников с обеих сторон. В случае отказа от брака впоследствии отказавшаяся сторона должна была второй стороне выплатить неустойку.
Жених и невеста обменивались подарками. Кроме кольца жених передавал невесте деньги, а также шёлковый платок, а иногда и золотой крестик на цепочке. Жених также дарил свадебные туфли, а невеста в ответ - свадебную рубашку, которую жених одевал два раза в своей жизни: на свадьбу и когда умирал.
Помолвка в городе часто происходила за несколько месяцев, а то и лет до свадьбы. Это объяснялось тем, что в городе обычно женатые дети селились отдельно, и родители невесты были должны меблировать полностью квартиру, обеспечить пастельным и столовым бельём, которого обычно хватало на всю последующую жизнь. На это нужны были средства.
В сельской местности помолвка часто происходила за две - три недели до свадьбы, обычно в субботу. Во время помолвки заключался брачный договор, который родители жениха и невесты подписывали и скрепляли рукобитием.