Оригинал взят у tvsher в Рассматривая картины: Ян Матейко «Рейтан. Упадок Польши»
Эту картину Ян Матейко написал в 1866 году в 28 лет после неудачного очередного польского национального восстания, начавшегося в 1863 году, в котором принимал участие сам художник, доставляя оружие восставшим. В работе отразились в первую очередь патриотические настроения, характерные для творчества и личности Яна Матейко. Официально картина имеет два названия – «Рейтан. Упадок Польши» и «Польский сейм 21 апреля 1773 года».

Rejtan.jpg

Картина была выставлена в 1867 году на Всемирной выставке в Париже и получила там золотую медаль. К художнику пришла слава, и его материальное положение значительно улучшилось, т.к.картину для своей коллекции купил австрийский император Франц Иосиф I. В 1918-ом, когда Польша обрела независимость, правительство страны выкупило картину и передало её на хранение в собрание Королевского замка. В 1944 году полотно было вывезено немцами, но вскоре обнаружено неподалеку от польского города Еленя Гура. После реставрации опять экспонируется в собрании Королевского замка.

И так, что нам может рассказать картина?

В Петербурге 5 августа 1772 года Россия, Пруссия и Австрия подписали конвенцию о разделе Речи Посполитой. Но, этого решения оказалось недостаточно, Речь Посполитая должна была сама согласиться с вынесенным приговором. Возможно это было сделано, чтобы успокоить международное общественное мнение и придать некую легитимность подписанной конвенции. А поскольку Польша была монархией с демократическими шляхетскими элементами правления, т.е.существовали местные региональные сеймики и Сейм, то, как раз от последнего и требовалось принять решение о признании законности раздела государства.

Король Станислав Август, как мог затягивал созвание такого Сейма, надеясь на лучшее и не хотел «с опущенными руками погибать в бездействии». Но такая политика результатов не дала, и в феврале 1773 года король получил ультиматум от захватчиков: либо Сейм будет созван 19 апреля, либо раздел будет осуществлён по-новому, с большими территориями. И 19 апреля 1773 года Сейм был наконец-то созван и его заседания проходили в Королевском замке в Варшаве.

На заседании Сейма в открытую против раздела Польши выступили делегаты от Новогрудского сеймика (Новогрудок – сейчас районный центр в Белоруссии) – Тадеуш Рейтан и Самуэль Корсак. Акция их протеста была хорошо продумана и продолжалась три дня. Однако это ни к чему не привело, и Сейм большинством голосов согласился с разделом польских земель.

Матейко одел шляхтичей в одежды красно-белых тонов. Возможно, что здесь пробивается горькая ирония художника. В национальных цветах Польши он изобразил её предателей: в центре – Адам Понинский поднял руку и показывает на дверь. Его жест как бы означает – у нас нет другого выхода, мы должны согласиться с этим решением. Францишек Ксаверий Браницкий закрыл в отчаянии лицо руками, а юноша с надменным выраженим лица, в белом костюме Станислав Щенсный Потоцкий. Любитель эффектных поз и жестов Ян Матейко строит эту сцену на контрасте – Рейтан лежит и рвёт на себе рубаху, а инициаторы компромисса с захватчиками словно оцепенели. Обратим внимание и на костюмы – Рейтан одет в традиционный польский шляхетский костюм (сарматский): жупан (нижнее светлое платье), кунтуш (верхнее платье, часто с разрезанными рукавами), подпоясан широким «слуцким» (по месту изготовления) поясом, он обут в сапоги с загнутыми по ориентальной моде носками, а слева от него видна сабля, верная спутница каждого шляхтича. Рейтан коротко острижен по моде того времени и носит усы (национальный маркер поляков-сарматов). Изменники отчизны приодеты в европейское платье: короткие панталоны, белые чулки, туфли с пряжками, парики. И всё ведь это выписано... Один из польских историков пошутил в отношении картины: «...сколько же здесь туфель, сколько же здесь штанов…».

Наше внимание может привлечь и фигура пожилого шляхтича в левой части картины, здесь он справа: Он тоже одет традиционно и, как бы своим движением, старается противостоять бессильной и оцепеневшей толпе. Это очень неоднозначная фигура – Францишек Салезий Потоцкий, известный и несколько театрально-показной защитник славной «шляхетской вольности», заклятый враг короля Станислава Августа Понятовского. Он принимал участие в похищении и убийстве первой жены Станислава Щенсного Потоцкого – Гертруды Коморовской, но это другая история и мы на ней не будем останавливаться. За ним – сам король.

Для него Ян Матейко тоже выбрал интересную позу, «мы с вами, но и не с вами…», и ни за, и не против. Возможно, что Станислава Августа всю жизнь переполняли противоречия, и душа его была раздвоена. С одной стороны, он – пламенный патриот, один из авторов Конституции Третьего мая и активный участник Великого Сейма, инициатор реформ в образовании, с другой – ставленник Екатерины Второй, благодаря которой он и взошёл на престол и ею же был «пригрет» после детронизации.

На втором плане в ложе – князь Николай Репнин, посол Российской империи в Польше и две дамы – по его левую руку Изабелла Чарторыская (жена Адама Казимира Чарторыского), в прошлом любовница Станислава Августа, а позже и самого Репнина. По правую руку князя – Изабелла Любомирская, тоже в прошлом любовница Станислава Августа.

По центру картины – портрет Екатерины Великой, а в дверях видны русские солдаты...

Ян Матейко в своих работах всегда уделял большое внимание не только персонажам, но и атрибутам, вещам, разным мелочам, которые изображал на картинах.

Посмотрите, что творится на первом плане картины: упавший трон с королевской монограммой, разбросанные документы, даже монетка как бы остановлена в движении, т.к. стоит на ребре...

Сцена преисполнена трагизма, экспрессии и патриотических чувств... Да, Ян Матейко, как и любой другой художник, имел право на домысел и собственную трактовку сюжета.

А теперь, что на картине изображено не так, как было на самом деле.

- король Станислав Август не принимал участия в заседании этого Сейма.

- посол России Репнин к этому времени сложил свои полномочия и на этом посту пребывал Отто Магнус фон Штакельберг.

- в Королевском замке в это время ещё не было портрета Екатерины Второй.

- русских солдат тоже не было в замке.
- Станиславу Щенсному Потоцкому в то время было всего 21 год и он не был депутатом Сейма.

- Рейтан выглядел несколько иначе, по крайней мере известно, что он был рыжим, а не брюнетом.

- Францишека Салезия Потоцкого на то время уже не было в живых.

- женщины не присутствовали на заседании Сейма.

Вот, вроде бы всё рассказала. Добавлю только, что Тадеуш Рейтан покончил жизнь самоубийством в 1780 году. И в 1792-ом, а потом и в 1795-ом году состоялись второй и третий разделы Польши, после чего страна исчезла с карты Европы на 123 года...

И поставлю сюда ролик с Ежи Поломский.









@темы: живопись, личности, прошлое, художники